Система, когда молодой человек после двух лет обучения имеет возможность как-то скорректировать свою будущую профессию в получении соответствующих знаний, а потом уже, через два года, в магистратуре выбрать для себя окончательную траекторию развития порождает более гибкую систему получения образования, более гибкое расписание и так далее.
Владимир Владимирович Путин
Президент Российской Федерации

Встреча с учащимися вузов по случаю Дня российского студенчества
Подробнее

Владимир Путин объявил 2022-2031 гг. Десятилетием науки и технологий

Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий, направленных на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны.

Мы живём в эпоху настолько быстрых изменений в технологиях и привычных социальных институтах, что даже не всё успеваем фиксировать. Чтобы сохранять лидерство в ключевых для России отраслях и занимать зарождающиеся ниши, нужен технологический прорыв. Он возможен только при максимальной фокусировке всех ресурсов на решении приоритетных научных задач, развитии критически важных технологий. Для этого необходимо ответить на три ключевых вызова научно-технологического развития: растущая динамика изменений; превращение наших научных открытий в реальные продукты; обеспечение высокотехнологичной экономики кадрами с необходимыми компетенциями.

Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя Правительства РФ
Действующая реальность с очевидностью диктует запрос со стороны общества, государства, работодателей и студентов на индивидуализацию.

Если мы послушаем экспертов, ректоров, запрос — это фундаментальность и практикоориентированность.

Это ведёт к тому, что более востребованным становится студент на рынке труда. Мы обычно сетевые программы развивали классически: одна программа высшего образования, два вуза реализуют. Но тот набор майноров, дополнительных квалификаций, который можно получить не в одном вузе, а исходя из сетевого взаимодействия, — это то, над чем мы сейчас обстоятельно думаем в рамках обновления. Потому что надо дать возможности, тем более что они с помощью современных технологий могут быть и удалённо сформированы.

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ

Индивидуальная образовательная траектория. Давно мы уже знаем и слышим это сочетание, но каждый раз задумываемся, а что это и как это организовать. И я прекрасно помню 2015 год, когда заходили первые индивидуальные образовательные траектории, и самое сложное для студентов было, на самом деле, выбрать и принять на себя ответственность. Ответственность за то, что выбрал именно он, а не взял учебный план, за который целиком отвечает университет.

Задача, которая стоит перед университетами, — выпустить неравнодушного гражданина, созидателя, выпускника, который умеет брать на себя ответственность, который имеет, кроме фундаментальных знаний, ещё те компетенции, которые позволяют ему быстро ориентироваться в пространстве, уметь работать в стрессовых ситуациях, уметь отвечать на те вызовы, которые возникают, и быстро реагировать, быть командным игроком.

Этот индивидуальный подход, который востребован и студентами, и работодателями, наверное, является базовым, ключевым. Но я точно могу сказать, что он должен быть организован таким образом, чтобы ощущение команды и понимание, что большие, великие дела можно делать, только объединяя усилия и в команде, должно тоже быть чётко понятно для всех студентов.

Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ

Минобрнауки не является потребителем того, что является продуктом университета. ИОТ — это скорее запрос работодателей и студентов. Говоря об индивидуализации, мы говорим о том, что образование не должно быть линейным, чтобы студент был востребован и его компетенции соответствовали тому, что ждут от него работодатели. У меня на базе общения с коллегами и экспертами нет сомнений, что в ИОТ нужно идти.


Андрей Омельчук, заместитель министра науки и высшего образования РФ

Цифровизация даёт университету радикально новые возможности для индивидуализации образования. Если мы хотим в вузе в учебном процессе учесть, какой у каждого студента темп, как он осваивает предмет, чего именно хочет в образовании, то технически это не организовать без цифровизации. Индивидуализация большую часть времени была самой распространённой практикой в образовании. Но в 20 веке произошла индустриализация: потребовалось быстро, одинаково и дёшево подготовить много специалистов для выполнения сложных интеллектуальных работ. Мы с вами жертвы этой стандартизации и одновременно выгодоприобретатели в смысле доступа к высшему образованию.

Стандартизация была неизбежна. Но сегодня мир усложнился, стал быстрым, непредсказуемым, разнообразным и потребовал соответствующей реакции сферы образования. Это наблюдается в сфере ИИ, киберфизических систем, в частном космосе, мире потребительских товаров. В медицине и в образовании мы хотим, чтобы к нам применялся не стандартный подход, а учитывающий наши особенности. Так что индивидуализация — это неизбежный общемировой тренд.

Андрей Волков, научный руководитель Московской школы управления «Сколково»
Сегодня вузы могут самостоятельно формировать подходы к образовательной модели, выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Опираясь на собственный опыт работы в системе высшего образования и в отраслевой науке — автомобилестроении, могу сказать, что предприятиям нужны высококвалифицированные кадры, способные здесь и сейчас решать задачи, зачастую не входящие ни в одну образовательную программу. Индивидуальные образовательные технологии как раз могли бы помочь в решении этой задачи через создание множества вариативных модулей, освоение которых позволит формировать уникальный набор компетенций.
Андрей Келлер, руководитель ФГАНУ «Социоцентр»

Университеты сегодня — точки притяжения для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий и развития науки. Место, где сходятся интересы граждан, государства и работодателей. Хотя университеты дают молодым людям хорошие базовые профессиональные навыки, ситуация с надпрофессиональными и управленческими компетенциями не так однозначна. Работодатели, вузы, оценочные компании по-разному определяют набор этих навыков, и каждая из сторон по-своему проводит оценку. Разные оценочные инструменты, индикаторы дают разные результаты. Наша первостепенная задача — договориться о едином подходе. Оценить профиль учащегося, разобраться, в чём его сильные стороны и по какому пути ему наиболее перспективно развиваться. Получить такой профиль можно в результате оценки. Нужно понимать, что он не может быть плохим или хорошим: каждый уникален и имеет возможность дальнейшего развития.

Алексей Комиссаров, ректор РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей»

Госпрограммы

Внедрение ИОТ является одним из значимых критериев трансформации университетов. Подробнее

Госрегулирование

Программные документы Правительства РФ в отношении трансформации и массовой индивидуализации высшего образования. Подробнее

«Приоритет-2030»


Цель программы: к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Передовые инженерные школы (ПИШ)


Федеральный проект Министерства науки и высшего образования России. Его ключевая цель — подготовить высококвалифицированных инженеров нового поколения, способных обеспечить стране технологический суверенитет.
Заказать демонстрацию работы платформы Modeus
Формат участия*
онлайн (все доклады и пленарные дискуссии будут показаны в трансляции)

Спасибо за заявку

Рассмотрение займёт от 1 до 3 дней.

Мы свяжемся с вами по адресу электронной почты, указанной в заявке