Мероприятие открыл председатель Совета ИОТ-консорциума Владимир Рахтеенко:
«У нас две основные темы, которые мы постараемся подытожить за два дня: это инженерное ядро и группа по гибкому образованию под MPS».
О спектре моделей ИОТ рассказал генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка:
«Если говорить о России, есть два актора трансформации — государство и индустрия. В случае государства это сформулировано в госпрограммах: здесь есть движение в сторону большей гибкости, но не все университеты пока это поддержали и активно реализуют. С точки зрения индустрии, это фактически доступ к студентам для индустрии, наши университеты делают сейчас такой шаг с акцентом на проектной деятельности, когда за счёт проектов студенты ассимилируются в предприятие. Также сейчас активно идёт тренд на организацию курсов от партнёров в программах вузов, где они строят для себя воронку взращивания кадров».
Тему вариативности в организации ГИА представила декан физико-технического факультета ТГУ Юлия Рыжих:
«Для организации таких форм ГИА важно готовиться всерьёз и задолго. Ситуация в отрасли плачевная. Это ведёт к тому, что в образовательных программах всё стянуто к необходимым квалификациям. Надеюсь, что через несколько лет будет возможность задуматься о более высоком и реализовать это в своих программах.
Но стоит вопрос: квалификационные экзамены «под партнёров» сильно зависят от степени зрелости партнёров и чёткости профстандартов, но не могут заменить полностью государственный экзамен. При этом именно квалификационные экзамены в отраслях крайне востребованы и отражают качество подготовки выпускника по конкретным компетенциям».
Модель зрелости инициатив и то, как она помогает в разработке и реализации программ развития университетов, представили руководитель практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко и консультант-аналитик ИОТ-университета Елизавета Бочарова:
«Мы, похоже, нашли обезболивающую таблетку: методика использования модели зрелости, позволяющая операционализировать программы развития университетов, снять проблемы несогласованности политик и команд развития, организовать коммуникации по этому поводу».
Докладчики пригласили коллег принять участие в тестировании и совершенствовании методики.
Тему «Образ ядра: университетского и инженерного» обозначили перед аудиторией консорциума старший преподаватель кафедры зарубежной истории и международных отношений ЮФУ Никита Булавинцев, доцент кафедры техносферной безопасности и химии ЮФУ Оксана Короткова и Александр Елисеенко:
«Важна кросс-дисциплинарность, масштабная математическая подготовка, глубина и набор компетенций, осваиваемых студентами — это своего рода ДНК студентов и возможность встраиваться в дальнейшую траекторию: разработчика, исследователя, конструктора и других».
В дискуссии участники обсудили проблемы востребованности инженерных кадров, которые нужны всем, где инженерное ядро может играть роль селекции от рядового инженера до инженера-творца. Важным моментом в решении этой задачи станет определение точек влияния — в государстве, обществе и научном сообществе.
Заместитель директора Института общей профессиональной подготовки НИЯУ МИФИ Дмитрий Самарченко и советник проректора ЮФУ Максим Скрябин представили кейсы на тему доказательности ИОТ на примере МИФИ и ЮФУ. Дмитрий Самарченко акцентировал внимание на необходимости прорабатывать общую стратегию по продвижению ИОТ в среде индустриальных партнёров.
Менеджер по развитию продуктов Modeus Мария Шурупова провела среди участников сессии исследование, посвящённое представлению университетов о проектной деятельности:
«ИОТ-университет начал масштабное исследование форматов и особенностей организации проектной деятельности в университетах России. Это исследование практик реализации проектной деятельности как со стороны того, как она реализуется в университетах, так и со стороны того, какое отношение к этому складывается у индустриальных партнёров, какие барьеры и какие возможности они видят от такого взаимодействия».
О работе группы по сетевому взаимодействию в межсессионный период рассказал руководитель портфеля инвестиционных проектов CUSTIS Александр Гаврилов:
«Приоритетными сценариями работы в группе и вне её видим возможность запуска акселератора сетевых программ под эгидой ИОТ-консорциума, который позволит, опираясь на экспертизу участников группы и не только, помогать как начинающим, так и просто интересующимся темой запуска сетевых программ любой сложности и формации с любым количеством партнёров — даже международных — от идеи до реализации».
Директор по образовательным продуктам и технологиям CUSTIS Илья Дубинский представил аудитории метамодель образования и использовал её логику для структурирования работы участников сессии по проектированию образовательных активностей для подготовки учащихся к эффективной и продуктивной деятельности. В ходе интенсива участники обсуждали инструменты и проектировали шаги для эффективного преодоления «долин смерти» — зон модели, в которых университеты имеют наибольшие дефициты компетенций и ресурсов. Результатом стали рабочие гипотезы, конкретные шаги и планы по применению модели для проектирования образовательных программ и элементов, например таких, как «Инженерное ядро».
Директор Одинцовского филиала МГИМО Елена Козловская особо отметила важность работы коммуникационных площадок ИОТ-сообщества для оперативной оценки меняющихся условий и подходов в высшем образовании и внедрении ИОТ.
Проректор ТГУ Евгений Луков обратил внимание на учёт соразмерности высшего образования ситуации в мире и стране и необходимости постоянной оценки задач и найденных решений ИОТ-сообществом.
Директор передовой медицинской инженерной школы СамГМУ Антон Иващенко подчеркнул, что реализация ИОТ, в том числе в медицинском образовании, предъявляет новые требования к набору кадров и корпоративному управлению, переориентации на продуктовую логику.
Подводя итоги сессии, Александр Елисеенко рассказал о достигнутых результатах в работе над тематикой инженерного ядра, широком целеполагании и возможной гибкости, поисках прототипа модели инженерного ядра и планируемых кейсах.